Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Стратегии работы при подготовке и проведении экзаменов с детьми группы риска

Стратегии работы при подготовке и проведении экзаменов с детьми группы риска

(по М.Ю. Чибисовой)

Группа риска

Характерные особенности

Основные трудности

Стратегии поддержки

На этапе подготовки

Во время экзамена

Инфантильные дети

  • Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны
  • В своих делах и действиях часто надеется на «авось»
  • Выполненную работу обычно не проверяет
  • Равнодушен к оценке своей работы
  • таким детям трудно заставить себя готовиться к экзамену;
  • они испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности;
  • у них отсутствует системность мышления.

Необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки для таких детей — начинать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства отвращения. В монотонной деятельности не-обходимо находить ресурсы (прямая выгода самопоощрение) Помогает также установление регламента времени.

Можно использовать перед началом экзамена формулы самовнушения («Я спокоен и собран»). Необходимо просмотреть все задания и выбрать те, которые кажутся наиболее легкими. При проверке полезно представить, что проверяешь чужую работу.

Тревожные дети

 

  • Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом
  • Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном
  • Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.
  • Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо
  • склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную;
  • особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.);
  • наиболее трудной стороной экзамена для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.

Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься", "Ты так хорошо справился с контрольной по математике".

Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: "Я здесь, я с тобой, ты не один". Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

Неуверенные дети

  • Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других
  • Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко
  • Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому
  • Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко
  • испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.

 

Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций ("Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным"). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение ("Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?").

Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: "Я уверен, у тебя все получится", "Ты обязательно справишься". Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?" – и предложить ему альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?"

Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько". Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

Отличники и перфекционисты

  • Всегда и во всем исполнителен
  • Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты
  • Всегда стремится получать только отличные оценки
  • Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех
  • им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно.

Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". На предэкзаменацинном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: "Какие задания ты решил сделать?" и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: "Сколько тебе еще осталось?" – и помогать ему скорректировать собственные ожидания: "Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию".

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

  • При выполнении какой-либо работы может делать ее то очень быстро, то медленно, постоянно отвлекаясь
  • Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо
  • Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы
  • Заранее свои действия планирует с трудом
  • при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время

Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.

Бесполезно призывать таких детей "быть внимательнее", поскольку это им недоступно.

Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: "Ты как?", "Ты сейчас что делаешь?". Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Астеничные дети

  • При выполнении какой-либо работы очень быстро устает
  • Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее
  • Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха
  • Часто жалуется на усталость
  • очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: "Некоторые ребята занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал". Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких "перемен" (отпустить в туалет и т.п.).

Гипертимные

дети

  • Часто бывает несдержанным
  • К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно
  • Часто бывает неаккуратным
  • В работе часто бывает небрежен
  • Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки
  • процедура экзамена требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей.

Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Такой ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты экзамена.

Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была для них минимальна.

Застревающие дети

  • Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»
  • При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом
  • Всегда и во всем медлителен и малоподвижен
  • Все делает медленно, но основательно
  • процедура экзамена требует определенной мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы.

Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для выполнения задания. Можно, например, сказать ему: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.