Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Педагогический проект «Формирование основ бесконфликтного общения обучающихся посредством профилактики ситуаций моббинга и буллинга в учреждении образования»

Информационная характеристика педагогического проекта

Цель: Создание условий для формирования основ бесконфликтного общения учащихся посредством профилактики ситуаций моббинга и буллинга в учреждении образования.

Авторы педагогического проекта имеют профессиональную подготовку по теме проекта:

1. Матвиенко Н.Е., педагог социальный первой квалификационной категории, успешно завершила Международный дистанционный учебный курс «Современные подходы в предотвращении насилия в образовательных учреждениях»

2. Лузан И.Я., педагог-психолог высшей квалификационной категории, прошла обучение на базе Института психологии БГПУ имени М. Танка в цикле практико-ориентированных семинаров обучающего курса «Введение в когнитивно-поведенческую терапию»

Руководитель педагогического проекта: Доманов Александр Александрович, директор ГУО «Заславская гимназия»

Координатор проекта в учреждении образования: Матвиенко Наталья Егоровна, педагог социальный

Сроки реализации проекта: август 2019 – май 2022 годы

Актуальность изучаемой проблемы, заключается в том, что среди многих вопросов неблагополучной социальной адаптации подростков одной из наиболее актуальных является недостаточный уровень развития навыков бесконфликтного общения. Несформированность данных навыков у обучающихся приводит к возникновению в учреждении образования таких явлений, как травля, запугивание, третирование.

В скандинавских и англоязычных странах для определения таких явлений используются следующие термины: моббинг (преимущественно групповые формы притеснения) и буллинг.

Последний термин используется в специальной литературе наиболее часто. В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. На Интернет-портале Google слово «bullying» упоминается более чем 11 миллионов раз, этой проблеме полностью посвящён ряд международных серверов: www.bullying.org www.bullyonline.org, www.bullying.co.uk и др.

То есть, моббинг и буллинг — это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

В связи с этим, в дальнейшем мы будем использовать термины «моббинг» и «буллинг» как технологически более емкие.

Понятия моббинга и буллинга изучались многими исследователями и было отмечено, что среди причин появления ситуаций запугивания, жестокого обращения и травли в школьном сообществе можно выделить следующие:

  • низкий уровень культуры общения у учащихся;
  • несформированность навыков взаимодействия у детей и подростков;
  • отрицательная психологическая атмосфера в классном коллективе;
  • отсутствие контакта у подростка с родителями или педагогами;
  • формальное взаимодействие между родителями и педагогами;
  • недостаточный уровень информированности участников образовательного процесса.

Последствия моббинга и буллинга влекут за собой изменения состояния психологического здоровья детей и подростков: психические расстройства; физического здоровья – боли в области сердца, головные боли, нервные тики; влияют на социальные навыки подростков – потеря социальных контактов, замкнутость и на педагогическую неуспеваемость – прогулы, отсутствие активности на занятиях, и, как следствие, низкие оценки.

Агрессоры, примеряя успешный, на их взгляд, способ взаимодействия с окружающими, утверждая свою безнаказанность, усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий.

Даже поведение сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания, ведь постоянный страх оказаться на месте жертвы способствует снижению самооценки, потере уважения к себе.

Важно отметить, что сама ситуация моббинга и буллинга приводит к искажению самовосприятия у подростков. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее подростку моральное удовлетворение, – основное условие для развития успешной и уверенной личности.

Педагогам не всегда удается вовремя обнаружить случаи моббинга и буллинга на этапе их возникновения. Как правило, они узнают о таких случаях уже на этапе эскалации конфликта.

Реализация нашего педагогического проекта будет способствовать повышению уровня комфортности и созданию в учреждении образования безопасной образовательной среды, основанной на идеях культуры мира.

Внедрение в образовательный процесс практических материалов педагогического проекта позволит наладить сотрудничество со специалистами смежных областей, для последующей совместной реализации проекта.



II Международная научно-практическая конференция

«Образование. Креатив. Инновации»

Дата проведения: 17 декабря 2019г. (видеоконференция)

МАТВИЕНКО Наталья Егоровна: «Реализация педагогического проекта «Формирование основ бесконфликтного общения обучающихся посредством профилактики ситуаций моббинга и буллинга в учреждении образования».

1. Презентация.

2. Текст выступления к презентации.

3. Сертификат.

4. Ролик Достаточно одного смелого поступка.


Методические материалы:

"ОТЧЕТ о результатах реализации педагогического проекта" (формат файла .pdf - размер 858 КВ) скачать/посмотреть

"Методические рекомендации по формированию основ бесконфликтного общения обучающихся и профилактике моббинга и буллинга в учреждении образования" (формат файла .pdf - размер 1,30 Mb) скачать/посмотреть