Информационная характеристика педагогического проекта
Цель: Создание условий для формирования основ бесконфликтного общения учащихся посредством профилактики ситуаций моббинга и буллинга в учреждении образования.
Авторы педагогического проекта имеют профессиональную подготовку по теме проекта:
1. Матвиенко Н.Е., педагог социальный первой квалификационной категории, успешно завершила Международный дистанционный учебный курс «Современные подходы в предотвращении насилия в образовательных учреждениях»
2. Лузан И.Я., педагог-психолог высшей квалификационной категории, прошла обучение на базе Института психологии БГПУ имени М. Танка в цикле практико-ориентированных семинаров обучающего курса «Введение в когнитивно-поведенческую терапию»
Руководитель педагогического проекта: Доманов Александр Александрович, директор ГУО «Заславская гимназия»
Координатор проекта в учреждении образования: Матвиенко Наталья Егоровна, педагог социальный
Сроки реализации проекта: август 2019 – май 2022 годы
Актуальность изучаемой проблемы, заключается в том, что среди многих вопросов неблагополучной социальной адаптации подростков одной из наиболее актуальных является недостаточный уровень развития навыков бесконфликтного общения. Несформированность данных навыков у обучающихся приводит к возникновению в учреждении образования таких явлений, как травля, запугивание, третирование.
В скандинавских и англоязычных странах для определения таких явлений используются следующие термины: моббинг (преимущественно групповые формы притеснения) и буллинг.
Последний термин используется в специальной литературе наиболее часто. В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. На Интернет-портале Google слово «bullying» упоминается более чем 11 миллионов раз, этой проблеме полностью посвящён ряд международных серверов: www.bullying.org www.bullyonline.org, www.bullying.co.uk и др.
То есть, моббинг и буллинг — это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
В связи с этим, в дальнейшем мы будем использовать термины «моббинг» и «буллинг» как технологически более емкие.
Понятия моббинга и буллинга изучались многими исследователями и было отмечено, что среди причин появления ситуаций запугивания, жестокого обращения и травли в школьном сообществе можно выделить следующие:
- низкий уровень культуры общения у учащихся;
- несформированность навыков взаимодействия у детей и подростков;
- отрицательная психологическая атмосфера в классном коллективе;
- отсутствие контакта у подростка с родителями или педагогами;
- формальное взаимодействие между родителями и педагогами;
- недостаточный уровень информированности участников образовательного процесса.
Последствия моббинга и буллинга влекут за собой изменения состояния психологического здоровья детей и подростков: психические расстройства; физического здоровья – боли в области сердца, головные боли, нервные тики; влияют на социальные навыки подростков – потеря социальных контактов, замкнутость и на педагогическую неуспеваемость – прогулы, отсутствие активности на занятиях, и, как следствие, низкие оценки.
Агрессоры, примеряя успешный, на их взгляд, способ взаимодействия с окружающими, утверждая свою безнаказанность, усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий.
Даже поведение сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания, ведь постоянный страх оказаться на месте жертвы способствует снижению самооценки, потере уважения к себе.
Важно отметить, что сама ситуация моббинга и буллинга приводит к искажению самовосприятия у подростков. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее подростку моральное удовлетворение, – основное условие для развития успешной и уверенной личности.
Педагогам не всегда удается вовремя обнаружить случаи моббинга и буллинга на этапе их возникновения. Как правило, они узнают о таких случаях уже на этапе эскалации конфликта.
Реализация нашего педагогического проекта будет способствовать повышению уровня комфортности и созданию в учреждении образования безопасной образовательной среды, основанной на идеях культуры мира.
Внедрение в образовательный процесс практических материалов педагогического проекта позволит наладить сотрудничество со специалистами смежных областей, для последующей совместной реализации проекта.
II Международная научно-практическая конференция
«Образование. Креатив. Инновации»
Дата проведения: 17 декабря 2019г. (видеоконференция)
МАТВИЕНКО Наталья Егоровна: «Реализация педагогического проекта «Формирование основ бесконфликтного общения обучающихся посредством профилактики ситуаций моббинга и буллинга в учреждении образования».
1. Презентация.
2. Текст выступления к презентации.
3. Сертификат.
4. Ролик Достаточно одного смелого поступка.
Методические материалы:
"ОТЧЕТ о результатах реализации педагогического проекта" (формат файла .pdf - размер 858 КВ) скачать/посмотреть
"Методические рекомендации по формированию основ бесконфликтного общения обучающихся и профилактике моббинга и буллинга в учреждении образования" (формат файла .pdf - размер 1,30 Mb) скачать/посмотреть