Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Что такое «перевёрнутый» урок?

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при проведении «перевёрнутого» урока по биологии и химии

Основной целью компетентностного подхода в образовании является формирование способности к самообразовательной деятельности. Самообразовательная компетентность проявляется в умениях и навыках самосовершенствования, навыках самостоятельной познавательной деятельности, целью которого выступает обновление интеллектуального потенциала.

Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску? Конечно, да; но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся. Как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства, которыми оснащены наши школы? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджетов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода «Перевёрнутый класс» или «Перевернутый урок», который является одной из моделей смешанного обучения. Именно «перевёрнутые» уроки, проведённые по технологии «Перевёрнутого обучения» дают возможность учителю погрузить учащихся в самостоятельное изучение учебного материала, вызвать желание в познании нового и стимулировать к интеллектуальной активности.

«Перевёрнутое обучение» набирает небывалую популярность в последнее время. Все больше и больше учителей школ по всему миру интересуются этой технологий и имеют планы опробовать её.

Простое определение данной методике можно дать так: это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а всё аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий.

Для наглядности, в таблицах ниже приведены определения «перевёрнутого» обучения, в первой – простое и поверхностное, и сравнение с традиционным классом; во второй - более широкое.

Таблица 1 ( простое определение «перевернутого класса»)

Класс

Что происходит в классе

Что происходит вне класса

Традиционный

Лекции

Практика заданий и решение задач

«Перевёрнутый»

Практика заданий и решение задач

Видео-лекции

Таблица 2 (более широкое определение «перевёрнутого класса»)

Что происходит в классе

Что происходит вне класса

Вопросы и ответы, групповая работа, работа над сложными вопросами

Видео-уроки, тесты и вопросы на первичное понимание материала

Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.


 

Традиционный подход

“Перевернутый” подход

Учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

ИКТ

Использование технологий и веб-инструментов в обучении.

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Учитель

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

Конструирование учебной ситуации, формирование у учеников ответственности за обучение, доверительное отношение.

Методы

Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ученику.

Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.

Построение урока

В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы, выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.

Технология «перевернутый класс» базируется на идее более эффективного использования времени в классе и индивидуализации обучения. Время, которое учитель традиционно тратил на объяснение нового материала на уроке,  теперь тратится на решение задач, практике полученных знаний, более сложным вопросам темы, групповой работе, для более глубокого понимания и усвоения материала. Более того, меняется роль ученика, теперь он должен быть более самостоятелен и ответственен за своё обучение. Учитель в такой модели является организатором и драйвером групповой работы, индивидуальным помощником каждого ученика.  Он готовит видеоматериал, записывает краткие видео, где излагает тему будущего занятия либо дает ссылку на готовые ресурсы, где размещены видео-уроки, задает детям просмотреть этот материал к уроку.

В технологии «перевернутый класс», учителю важно быть уверенным, что все ученики будут просматривать видео внимательно.

Поэтому на первых порах учеников обучают, как нужно правильно смотреть видео уроки дома. Конечно же, домашнее задание не ограничивается только просмотром ролика, ученики должны подготовить вопросы по увиденному материалу, либо сделать небольшой тест на понимание полученной информации, также они могут включиться в групповое обсуждение видео урока в мессенджерах или на электронных образовательных  платформах. Учитывая свои индивидуальные способности и особенности, ученики могут просматривать урок в том темпе, столько раз и в то время, когда им наиболее комфортно.

На уроке же, учитель организовывает работу таким образом, чтобы все ученики могли стать активными участниками образовательного процесса.

Планирует групповую работу, готовит уточняющие вопросы и задания, для более глубокого и основательного понимания материала, индивидуально работает с отстающими либо успевающими учениками.

Несмотря на очевидные плюсы данной технологии, у нее есть также и риски, которые нужно обязательно учитывать:

  • абсолютно у всех учеников должна быть техническая возможность для просмотра учебных видео;
  • нужно добиться того, чтобы ученики выполняли домашнее задание, и были готовы взять на себя ответственность за свое обучение;
  • несмотря на всю простоту идеи, учителю может потребоваться достаточно много времени для подготовки уроков, для записи учебных материалов;
  • у учеников, привыкших к получению знаний в форме лекций, может появиться ощущение, что уроки потеряли былую ценность и достаточно просто просматривать видео уроки дома.

Необязательно «переворачивать» все уроки сразу, можно «перевернуть» часть и постепенно обучать все заинтересованные стороны новому подходу.

Важно помнить, что технология «перевернутое обучение» - это не  онлайн обучение, не подмена учителя на виртуальные уроки.  Это методика, нацеленная на увеличение времени эффективного взаимодействия педагога и учащегося. Это создание атмосферы, где ученик берет ответственность за свое обучение. Это класс, где создается архив уроков, с возможностью их просмотра в любое время, где ученики могут получить персональную поддержку в обучении.