Мы разные, но мы вместе!
Я расскажу вам притчу. Встретились однажды белый человек и чернокожий. Белый сказал: "Как ты уродлив! Как будто весь вымазан сажей!" Чёрный презрительно сморщился и сказал: "А как ты уродлив белый! как будто тебя всего обернули белой бумагой!" Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: "Посмотри, как красив твой чёрный брат! Он чёрен, ка южная ночь, и в ней, подобно звёздам, сияют его глаза..." Затем мудрец обратился к чернокожему: "а ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его цвета солнца..."
Чёрный человек и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина... Кружатся в весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: "Как хорошо, что все мы разные. А то жить было бы так скучно!"
Какая старинная легенда. О чём же она? О ценности каждого человека, о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения друг к другу. В жизни каждому из нас часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. Но оказывается, все эти проблемы можно решить, если научиться быть толерантным.
Наш разговор мы сегодня посвящаем толерантности. Проблема толерантности очень актуальна в наше время. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, теракт, война...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и в молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Мне кажется, очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на земле как люди».
Что такое толерантность. Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – термин многозначный. Он имеет свое значение в биологии, экологии, медицине.
Но наиболее известно применение термина «толерантность» в общественных науках.
В разных языках этот термин имеет свои особенности в трактовке. В словарях мы можем прочитать:
- в английском: «Способность без протеста воспринимать личность или вещи»;
- во французском: «Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам»;
- в русском: «Способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мирится с существованием чего-либо, кого-либо)».
Строго говоря, в русском языке нет равнозначного термина, наиболее близким по значению толерантности является названная выше терпимость. В.И. Даль отмечает, что по смыслу терпимость связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.
Таким образом, можно дать такое определение толерантности, не претендующее на полноту: толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.
Содержание термина «толерантность» все же шире, чем вопросы взаимоотношения между народами, религиями, государствами. Оно включает, помимо сказанного, уважительное, терпимое отношение к мнению своего оппонента, даже если с ним не согласен, т.е. охватывает тему межсоциальных, межличностных отношений в коллективе.
Важнейшей стороной толерантности является взаимоотношение детей и взрослых: детей и родителей, детей и педагогов.
Подводя итоги сказанному, следует отметить, толерантность рассматривается как: 1) общественная ценность, 2) социальная и психологическая установка, 3) личностное качество.
К термину «толерантность» в нашем обществе нет однозначного отношения. Дело не только и не столько в его относительной новизне для большей части населения, а в расхождении того, что под ним понимается в теории и тем, что под именем толерантности нередко подается обществу.
В самом представлении о толерантности отсутствует идея всепрощения и отказа от нравственных ценностей. Толерантность не должна восприниматься как конформизм, индифферентность, ущемление собственных интересов. Толерантность в своем идеале – это не «терпимость к греху». Нельзя быть терпимым или просто равнодушным к преступности, порнографии, сектам и другим организациям, калечащим души людей.
Толерантность противоположна ксенофобии (т.е. боязни представителей других культур, неприязни к ним; убеждённости в том, что «чужие» могут нанести обществу, человеку вред самим фактом, что они «чужие»). Толерантный человек должен одинаково отрицательно относиться к неприятию других народов, будь это русофобия или антисемитизм. Он не должен быть агрессивен в отношении другой для него религии, при этом он имеет право отстаивать свою веру и не отдавать её на поругание. Отстаивая право на свободу вероисповедования или отказа от религиозной веры, толерантный человек не должен проходить мимо действия сект, направленных на формирование безнравственных начал у своих адептов, совершающих прямые преступления против общества и человека.
Недопустимо и деление народов на толерантные и нетолерантные.
Толерантность – не просто идеология терпимости. Это санитарный кордон, отделяющий нормальное общество от зоны нетерпимых явлений. Толерантность позволяет отсечь явления, грозящие гибелью обществу.
Таким образом, толерантность - это качество личности, которое позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, проявлять милосердие, терпимость.
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим.
Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.
Большое значение в данном отношении имеет деятельность образовательных учреждений, а также круг его сверстников и друзей, богатство его общения с другими людьми.
Одной из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество.
Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передаёт младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. “Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период”, – так говорил Джон Дьюи в статье “Демократия и образование”.
Цель культуры мира – не устранение конфликтов (без которых невозможно развитие и контакты вообще), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на 8 принципах:
- Уважение прав, достоинства и жизни каждого человека – уважение всех прав и прав всех людей.
- Ненасилие, имея в виду отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путем убеждения и взаимопонимания.
- Щедрость души: умение жить вместе без отчуждения и несправедливости.
- «Слушать, чтобы слышать» – свободный обмен информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое, делиться своим мнением и воспринимать чужое.
- Сохранение планеты – уверенность, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.
- Толерантность: осознание того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.
- Равноправие мужчин и женщин: гарантия равных шансов на участие в созидании общества.
- Демократия, когда каждый имеет свой голос при принятии решений, касающихся его.
Говорить о переходе к культуре мира возможно только при условии комплексного соблюдения всех принципов. Только вместе они образуют ту среду, в которой может произрасти то лучшее, что мы называем культурой жить в мире и гармонии.