ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЕТ СОЗДАНИЮ СИТУАЦИИ УСПЕХА?
Все педагогические условия, из которых складывается педагогический процесс, целенаправленно создаются педагогом для оптимального развития учащихся. Развитие трактуется как процесс роста, совершенствования, расцвета личности, приращения новых свойств и качеств. Одним из стратегических факторов развития человека является его успешность в жизни, которая раздвигает границы развития, окрыляет, возвышает над проблемами жизни, непростыми жизненными обстоятельствами: «Я могу многое, я способен на большее, у меня это обязательно получится!». Успех всегда является источником движения вперед, к новым достижениям.
Что такое успех?
Успех определяется как «удача в достижении чего-нибудь», как повышенная результативность в деятельности, «общественное признание» (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова), как «достижение поставленных целей в задуманном деле» (Д. Н. Ушаков), как ощущение радости, удовлетворения от результата деятельности, от осознания достигнутого в ней. Человек от природы «обречен на успех», механизм успеха встроен в него и работает независимо от сознания (Мольц, М. Я - это Я, или Как стать счастливым / М. Мольц. - СПб.: Ле-низдат, 1992).
По мнению психологов, успех - «это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их» (Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991- - С. 31).
Успех невозможен без неудачи, ведь в таком случае он теряет свою радостную сущность. Достаточно представить себе, что наша жизнь состоит из сплошных успехов, череды нескончаемых удач. Можно ли такую жизнь назвать нормальной? Лишь глубина и острота неуспеха, неудачи помогают человеку постичь всю глубину успеха, ощутить радость от достигнутого.
Анализ различных ситуаций жизнедеятельности человека, в которых субъект деятельности испытывает состояние радости, удовлетворения от сделанного, позволяет выделить следующие функции успеха в развитии личности:
формирование новых, более сильных и устойчивых мотивов деятельности (положительной мотивации);
актуализация имеющихся у человека знаний, умений и навыков в новых ситуациях;
самореализация личности в деятельности, возможность освоения нового опыта;
улучшение общего самочувствия человека, проявление целого спектра положительных чувств и эмоций;
формирование позитивной Я-концепции, повышение уровня самооценки, самоуважения.
Как учителю создать ситуацию успеха?
Создание ситуации успеха предполагает использование достаточно широкого спектра различных технологических приемов.
Эмоциональное поглаживание. Это один из самых распространенных и популярных приемов создания ситуации успеха. В его основе — эмоциональный контакт с учащимися через обращение к ним со словами одобрения («Молодец!», «Умница!»), позитивной оценки («Восхитительно!», «Здорово!», «Замечательно!», «Гениально!»), с комплиментами («Вы сегодня прекрасно, очень слаженно работаете», «Как приятно иметь дело с таким творческим человеком!»), через проявление доброжелательности («Уверен, что у вас все получится!», «Пожелаю тебе успеха в этом непростом деле!»), восхищения («Ребята, я горжусь вами!», «Восхищаюсь твоими достижениями», «О, вы, оказывается, горы можете свернуть!»). «Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, протянуть ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия, - и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием», -отмечает А. С. Белкин (Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991- - С. 56).
Анонсирование деятельности. Основной смысл этого приема сводится к предварительному обсуждению с учащимися того, что они должны будут сделать. Реализация приема направлена на осмысленное восприятие учениками предстоящей деятельности, плана, алгоритма ее выполнения для успешного достижения цели. Это своеобразная репетиция предстоящей деятельности. Пошаговое обсуждение порядка работы внушает учащимся уверенность в собственных силах. Этот прием предполагает исключение элемента внезапности, непредсказуемости, таинственности, скрытости.
Педагог не хранит в глубокой тайне предстоящую завтра или через неделю контрольную работу, диктант, выполнение какого-либо творческого задания, а предупреждает учащихся об этих событиях заранее и достаточно подробно обсуждает с детьми порядок выполнения деятельности, способствующий ее высокой результативности.
Данный прием педагог применяет прежде всего в работе с учащимися, которые недостаточно уверены в себе.
Благоприятная оценка. Суть этого приема заключается в позитивном оценивании, бережном отношении к чувству собственного достоинства ученика, сохранении позитивных эмоций детей, развитии их положительной мотивации в деятельности. Педагог выделяет на первый план именно достижения ученика, успехи, достоинства, сравнивает их с его прежними индивидуальными достижениями.
Снятие страха перед деятельностью. Реализация приема направлена на освобождение от психологического зажима, на снятие тревожности в осуществлении какой-либо деятельности. Педагог ободряет учащихся, убеждая, что предстоящая деятельность не является сложной и с ней можно успешно справиться («Это не так сложно, как тебе кажется. Это легко. Ты в этом сам скоро убедишься!»). Если что-то не получается, то не стоит драматизировать ситуацию.
Скрытая помощь через подсказку. Педагог не напрямую (через распоряжение, приказ, инструкцию), а косвенно, через подсказку (намек, совет) обозначает учащемуся более конструктивный, эффективный, успешный путь решения задачи, проблемы («Я полагаю, что удобнее всего было бы делать в таком порядке...»; «Мне кажется, что в центре твоего внимания должно находиться...»; «Мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...»; «А не кажется ли тебе, что целесообразнее это выполнять так...» и т. д.).
Персональная исключительность. Суть приема заключается в интерпретации педагогом результатов любой деятельности ученика как исключительного явления («Именно у тебя это получилось очень оригинальным»; «То, что тебе в итоге удалось сделать, является прекрасным образцом истинного творчества»). Учитель подчеркивает неповторимую особенность ученика.
Выделение детали. Этот прием связан с опорой только на какую-либо яркую, позитивную, наиболее совершенную деталь, отдельный аспект выполненной работы. Так, например, при оценке сочинения педагог обращает внимание ученика не на допущенные ошибки, а на прекрасное содержание, яркий и образный язык. При анализе детского рисунка (осенний пейзаж) отмечает особую удачу юного художника в изображении тревожности ноябрьского неба, облаков, сознательно опуская оценку других компонентов. Оценивая выступление команды КВН класса, педагог выделяет особенно оригинальное название, а также яркое, динамичное и выразительное представление визитной карточки (даже при не совсем удачном участии команды в других конкурсах).
Переключение внимания на деятельность. Такое переключение внимания ребенка с самого себя на деятельность осуществляется через усиление социальной значимости предлагаемой деятельности, когда подчеркивается ее особая значимость для всех присутствующих, для общей пользы.
Какие требования предъявляются к организации ситуации успеха?
1. Ситуация успеха должна стать одним из обязательных и необходимых компонентов педагогической среды учреждения образования.
2. Ситуация успеха является элементом каждого урока, каждого внеклассного воспитательного дела, любого педагогического взаимодействия с учащимися.
3. Ситуация успеха в педагогическом процессе всегда предполагает целый комплекс как внутренних, так и внешних педагогических условий; внутренние условия детерминированы создаваемыми педагогом внешними педагогическими условиями.
4. Технология создания ситуации успеха предполагает ежедневное использование педагогом специальных технологических приемов.
5. Ситуация успеха предполагает рефлексию учащимися своих позитивных чувств и эмоций от состоявшейся деятельности и ее результатов.