Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Создание ситуации успеха

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЕТ СОЗДАНИЮ СИТУАЦИИ УСПЕХА?

Все педагогические условия, из которых складывается педагоги­ческий процесс, целенаправленно создаются педагогом для опти­мального развития учащихся. Развитие трактуется как процесс ро­ста, совершенствования, расцвета личности, приращения новых свойств и качеств. Одним из стратегических факторов развития че­ловека является его успешность в жизни, которая раздвигает границы развития, окрыляет, возвышает над проблемами жизни, непростыми жизненными обстоятельствами: «Я могу многое, я способен на большее, у меня это обязательно по­лучится!». Успех всегда является источником движения вперед, к новым достижениям.

Что такое успех?

Успех определяется как «удача в достиже­нии чего-нибудь», как повышенная результа­тивность в деятельности, «общественное при­знание» (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова), как «достижение поставленных целей в задуман­ном деле» (Д. Н. Ушаков), как ощущение ра­дости, удовлетворения от результата деятель­ности, от осознания достигнутого в ней. Че­ловек от природы «обречен на успех», меха­низм успеха встроен в него и работает незави­симо от сознания (Мольц, М. Я - это Я, или Как стать счастливым / М. Мольц. - СПб.: Ле-низдат, 1992).

По мнению психологов, успех - «это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которо­му личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожида­ниями, надеждами, либо превзошел их» (Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. - М.: Просвеще­ние, 1991- - С. 31).

Успех невозможен без неудачи, ведь в таком случае он теряет свою радостную сущность. До­статочно представить себе, что наша жизнь со­стоит из сплошных успехов, череды нескончае­мых удач. Можно ли такую жизнь назвать нор­мальной? Лишь глубина и острота неуспеха, неудачи помогают человеку постичь всю глу­бину успеха, ощутить радость от достигнутого.

Анализ различных ситуаций жизнедея­тельности человека, в которых субъект де­ятельности испытывает состояние радости, удовлетворения от сделанного, позволяет вы­делить следующие функции успеха в разви­тии личности:

формирование новых, более сильных и устойчивых мотивов деятельности (поло­жительной мотивации);

актуализация имеющихся у человека зна­ний, умений и навыков в новых ситуациях;

самореализация личности в деятельности, возможность освоения нового опыта;

улучшение общего самочувствия человека, проявление целого спектра положитель­ных чувств и эмоций;

формирование позитивной Я-концепции, повышение уровня самооценки, самоува­жения.

Как учителю создать ситуацию успеха?

Создание ситуации успеха предполагает ис­пользование достаточно широкого спектра раз­личных технологических приемов.

Эмоциональное поглаживание. Это один из самых распространенных и попу­лярных приемов создания ситуации успе­ха. В его основе — эмоциональный контакт с учащимися через обращение к ним со словами одобрения («Молодец!», «Умни­ца!»), позитивной оценки («Восхититель­но!», «Здорово!», «Замечательно!», «Ге­ниально!»), с комплиментами («Вы сегод­ня прекрасно, очень слаженно работаете», «Как приятно иметь дело с таким твор­ческим человеком!»), через проявление доброжелательности («Уверен, что у вас все получится!», «Пожелаю тебе успеха в этом непростом деле!»), восхищения («Ре­бята, я горжусь вами!», «Восхищаюсь тво­ими достижениями», «О, вы, оказывается, горы можете свернуть!»). «Внушить ребенку веру в себя, прикоснуть­ся рукой к его плечу, протянуть ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия, - и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием», -отмечает А. С. Белкин (Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. - М.: Про­свещение, 1991- - С. 56).

Анонсирование деятельности. Основной смысл этого приема сводит­ся к предварительному обсуждению с учащимися того, что они должны будут сделать. Реализация приема направлена на осмысленное восприятие учениками предстоящей деятельности, плана, алго­ритма ее выполнения для успешного до­стижения цели. Это своеобразная репети­ция предстоящей деятельности. Пошаго­вое обсуждение порядка работы внуша­ет учащимся уверенность в собственных силах. Этот прием предполагает исключе­ние элемента внезапности, непредсказу­емости, таинственности, скрытости.

Педагог не хранит в глубокой тайне пред­стоящую завтра или через неделю кон­трольную работу, диктант, выполнение какого-либо творческого задания, а пред­упреждает учащихся об этих событиях за­ранее и достаточно подробно обсуждает с детьми порядок выполнения деятельно­сти, способствующий ее высокой резуль­тативности.

Данный прием педагог применяет прежде всего в работе с учащимися, которые недоста­точно уверены в себе.

Благоприятная оценка. Суть этого приема заключается в позитивном оце­нивании, бережном отношении к чув­ству собственного достоинства учени­ка, сохранении позитивных эмоций де­тей, развитии их положительной моти­вации в деятельности. Педагог выделя­ет на первый план именно достижения ученика, успехи, достоинства, сравнива­ет их с его прежними индивидуальными достижениями.

Снятие страха перед деятельно­стью. Реализация приема направлена на освобождение от психологического зажима, на снятие тревожности в осу­ществлении какой-либо деятельности. Педагог ободряет учащихся, убеждая, что предстоящая деятельность не явля­ется сложной и с ней можно успешно справиться («Это не так сложно, как тебе кажется. Это легко. Ты в этом сам ско­ро убедишься!»). Если что-то не полу­чается, то не стоит драматизировать си­туацию.

Скрытая помощь через подсказку. Педагог не напрямую (через распоряже­ние, приказ, инструкцию), а косвенно, че­рез подсказку (намек, совет) обозначает учащемуся более конструктивный, эффек­тивный, успешный путь решения задачи, проблемы («Я полагаю, что удобнее все­го было бы делать в таком порядке...»; «Мне кажется, что в центре твоего внима­ния должно находиться...»; «Мне бы хоте­лось, чтобы ты не забыл о...»; «А не кажет­ся ли тебе, что целесообразнее это выпол­нять так...» и т. д.).

Персональная исключительность. Суть приема заключается в интерпре­тации педагогом результатов любой деятельности ученика как исключитель­ного явления («Именно у тебя это полу­чилось очень оригинальным»; «То, что тебе в итоге удалось сделать, является прекрасным образцом истинного творче­ства»). Учитель подчеркивает неповтори­мую особенность ученика.

Выделение детали. Этот прием свя­зан с опорой только на какую-либо яр­кую, позитивную, наиболее совершен­ную деталь, отдельный аспект выпол­ненной работы. Так, например, при оценке сочинения педагог обращает внимание ученика не на допущенные ошибки, а на прекрасное содержание, яркий и образный язык. При анализе детского рисунка (осенний пейзаж) от­мечает особую удачу юного художни­ка в изображении тревожности ноябрь­ского неба, облаков, сознательно опу­ская оценку других компонентов. Оце­нивая выступление команды КВН клас­са, педагог выделяет особенно ориги­нальное название, а также яркое, ди­намичное и выразительное представ­ление визитной карточки (даже при не совсем удачном участии команды в дру­гих конкурсах).

Переключение внимания на дея­тельность. Такое переключение вни­мания ребенка с самого себя на деятель­ность осуществляется через усиление со­циальной значимости предлагаемой дея­тельности, когда подчеркивается ее особая значимость для всех присутствующих, для общей пользы.

Какие  требования предъявляются к организации ситуации успеха?

1. Ситуация успеха должна стать одним из обязательных и необходимых компонентов пе­дагогической среды учреждения обра­зования.

2. Ситуация успеха является элементом каж­дого урока, каждого внеклассного воспитатель­ного дела, любого педагогического взаимодей­ствия с учащимися.

3. Ситуация успеха в педагогическом процес­се всегда предполагает целый комплекс как вну­тренних, так и внешних педагогических условий; внутренние условия детерминированы создаваемыми педагогом внешними педагогическими условиями.

4.  Технология создания ситуации успеха предполагает ежедневное использование пе­дагогом специальных технологических при­емов.

5.  Ситуация   успеха предполагает рефлек­сию учащимися своих позитивных чувств и эмоций от состоявшейся деятельности и ее результатов.