ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
В 2021/2022 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – с 1 сентября 2021 г. по 30 октября 2021 г.;
вторая – с 8 ноября 2021 г. по 24 декабря 2021 г.;
третья – с 10 января 2022 г. по 26 марта 2022 г.;
четвертая – с 4 апреля 2022 г. по 31 мая 2022 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
осенние – 8 дней с 31 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г. включительно;
зимние – 16 дней с 25 декабря 2021 г. по 9 января 2022 г. включительно;
весенние – 8 дней с 27 марта 2022 г. по 3 апреля 2022 г. включительно;
летние – 92 дня с 1 июня 2022 г. по 31 августа 2022 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2022 г. по 31 августа 2022 г. включительно.
Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 14 февраля 2022 г. по 20 февраля 2022 г. продолжительностью 7 дней.
С 1 января 2021г. функционирует единый информационно-образовательный ресурс Республики Беларусь, назначение которого – научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.
АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Получение начального, базового и среднего образования сопровождается текущей, промежуточной и итоговой аттестацией учащихся.
Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 (ред. 11.08.2021).
«21. Текущая аттестация учащихся может осуществляться в устной, письменной и практической формах. Допускается сочетание указанных форм.»;
«6. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков учебных занятий по уважительным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся за четверть вносится запись «не аттестован».»;
«61.При невозможности оценить результаты учебной деятельности по учебному предмету в соответствии с частью третьей пункта 14 настоящих Правил учащийся не аттестуется по данному учебному предмету. При этом таким учащимся за четверть вносится запись «не аттестован»
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется при наличии не менее трех отметок (кроме тех учебных предметов, которые стоят в расписании один раз в неделю). При этом по учебным предметам, по которым предусмотрена текущая аттестация в письменной или практической форме, промежуточная аттестация осуществляется при наличии не менее одной отметки по итогам текущей аттестации в письменной или практической форме.
Промежуточная аттестация учащихся, за исключением учащихся I-II классов, проводится как среднее арифметическое текущих отметок с применением правил математического округления.
Текущая и промежуточная аттестация учащихся I-II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
Итоговая аттестация по завершении учебного года проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.
Итоговая аттестация по завершении учебного года осуществляется как среднее арифметическое отметок по итогам промежуточной аттестации с применением правил математического округления. Причем, если в одной или нескольких четвертях учащийся не аттестован по уважительной причине (болезнь, оздоровление, переезд, иное), подтвержденной документально, то среднее арифметическое вычисляется только с учетом тех четвертей, в которых отметки выставленыв баллах. Если в одной или нескольких четвертях учащийся не аттестован без уважительной причины, то это приравнивается к нулю и итоговая аттестация по завершении учебного года осуществляется как среднее арифметическое с учетом отметок по итогам промежуточной аттестации всех четвертей.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации по завершении учебного года по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащимся, которые занимаются в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется отметка «зачтено».
Учащимся, которые по состоянию здоровья временно или постоянно освобождены от учебных занятий по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение», соответственно за четверть, учебный год вносится запись «освобожден(а)».
При проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации по завершении учебного года по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»выставляется отметка «зачтено», «не зачтено»
ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ 2021/2022
Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, и формы проведения выпускных экзаменов в 2021/2022 учебном году установлены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2021 г. № 129 (в ред. от 11.08.2021).
По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования обязательными являются:
«Белорусский язык» в письменной форме;
«Русский язык» в письменной форме;
«Математика» в письменной форме;
По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования обязательными являются:
«Математика» в письменной форме;
«Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме;
«Иностранный язык» в устной форме;
«История Беларуси» в устной форме;
О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования.
В IX классе предлагается проводить выпускные экзамены по четырем учебным предметам:
«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что позволит проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся;
«Математика» – контрольная работа;
«История Беларуси» – в устной форме.
Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.
По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.
В профильный класс при наличии заявления законных представителей, зачисляются учащихся, имеющие средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.
В государственном учреждении образования "Заславская гимназия" в 2021/2022 учебном году организовано изучение на повышенном уровне учебных предметов "Математика", "Английский язык" и "Биология", "Английский язык".
В XI классе предлагается сохранить выпускные экзамены по
государственным языкам «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося
по учебному предмету «Математика»,
по учебному предмету «Иностранный язык».
В целях уменьшения нагрузки на учащихся XI классов предлагается совместить выпускной экзамен и централизованное тестирование по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика» (далее – национальный экзамен, НГЭ). Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» – проводить в устной форме в учреждении общего среднего образования, в котором обучаются учащиеся. Подходы к формированию экзаменационных комиссий для проведения данного выпускного экзамена менять не планируется.
Общие принципы проведения НГЭ как совмещенной формы выпускных экзаменов и ЦТ (рассадка, правила проведения и т.д.) идентичны принципам, используемым в настоящее время при организации ЦТ.
В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение НГЭ, предлагается определить учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний», который имеет опыт проведения централизованного тестирования.
Проверка и оценивание работ осуществляется в РИКЗ компьютером с помощью программного обеспечения и по методике подсчета тестовых баллов (по технологии ЦТ). Отметка, полученная на НГЭ, будет переведена в 10-балльную шкалу. В аттестат об общем среднем образовании будет выставлена итоговая отметка с учетом годовой и отметки, полученной на НГЭ. Кроме того, по итогам выполнения заданий НГЭ будет выдан сертификат с указанием количества баллов для участия в конкурсе при поступлении в учреждения высшего или среднего специального образования.
В связи с этим предлагается проводить НГЭ в апреле текущего учебного года на базе имеющихся и дополнительных пунктов централизованного тестирования. Пункты тестирования, будут сформированы таким образом, чтобы радиус подвоза не превышал 70 километров.
ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ
В целях совершенствования деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях образования приказом Министра образования от 11.03.2019 № 156 утверждена Примерная инструкция об организации пропускного режима в учреждениях общего среднего образования, а также Перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися в период пребывания в учреждении образования, одобрены постановлением коллегии Министерства образования от 30.10.2019 № 12 типовые правила внутреннего распорядка для учащихся.
Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в период регистрации инфекции COVID-19 изложены в главе 7 Санитарных норм и правил «Требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217 (ред. от 30.10.2020), Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19 . К началу 2021/2022 учебного года Министерством здравоохранения разработаны Временные рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения COVID-19 (действуют сентябрь-октябрь 2021 года).
ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОДЕЖДЫ
В ходе образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования учащиеся должны соблюдать деловой стиль одежды.
Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждении образования.
Одежда делового стиля включает в себя большой выбор элементов, которые можно комбинировать. Для мальчиков (юношей) в комплект одежды делового стиля могут входить костюм, пиджак, жилет, брюки, рубашка с короткими и длинными рукавами, галстук. Для девочек (девушек) – костюм, жакет, жилет, юбка, брюки, блузка с короткими и длинными рукавами, сарафан. В зимнее время в комплекты могут входить трикотажные свитер или жилет.
Конкретные требования к внешнему виду учащегося, в том числе и к одежде делового стиля, отражены в уставе, правилах внутреннего распорядка для обучающихся, учредительных документах и иных локальных нормативных правовых актах учреждения образования.
Главную роль в определении внешнего вида учащегося играет совет гимназии, куда входят законные представители несовершеннолетних, учащиеся, администрация учреждения образования и педагогические работники. Учащиеся и их законные представители совместно с педагогическими работниками имеют право выбора моделей одежды делового стиля, цветовой гаммы и качества тканей, из которых она изготавливается. Цветовая гамма одежды делового стиля не должна быть пестрой и яркой.
«Школьная коллекция 2021-2022» размещена на сайте Министерства образования, носит рекомендательный характер и служит образцом делового стиля для учащихся.
ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Платные образовательные услуги по учебным предметам, которые предусмотрены учебными планами и финансируются за счет бюджета, открываться не будут.
Вместе с тем, учитывая запросы учащихся и их законных представителей, будут организованы дополнительные образовательные услуги:
- по подготовке к централизованному тестированию;
- по подготовке к итоговой аттестации;
- по подготовке к обучению в школе.
Заявления на оказание платных образовательных услуг по подготовке к ЦТ и итоговой аттестации принимаются в кабинете 220 (для справок 517 42 25)