«STEAM- подход» – инструмент для междисциплинарной интеграции учебных предметов
Инновационный проект «Внедрение модели междисциплинарной интеграции при изучении предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов» направлен на решение проблем проявляющихся при обучении учащихся всех ступеней системы образования и при включении учителей в деятельность по реализации компетентностного подхода в преподавании учебных предметов.
Основной целью проекта является разработка и внедрение модели междисциплинарной интеграции в естественнонаучных дисциплинах как особой методики, необходимой для формирования ключевых компетенций XXI века - компетенций 4 «С» (criticalthinking, communication, collaboration, creativity). Критическое мышление – это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Коммуникация – умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и делиться своими идеями. Координация (командная работа) – это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат. Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах.
Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, науке, производстве, общении людей, предъявляют новые требования к школьному образованию. Предметное обучение создает слишком узкие рамки для изучения наук. Главные научные открытия последнего времени совершаются в области синергетических дисциплин.
Как осуществлять междисциплинарную интеграцию?
В Республике Беларусь нет тиражированной и широко распространенной методики по междисциплинарной интеграции. Мы в своем проекте в качестве инструмента для междисциплинарной интеграции используем STEAM- подход.
Работа большинства STEАM-центров в республике сосредоточена на робототехнике. Такой подход нами рассматривается, как только один из методов STEAM-образования.
Каждое STEAM-занятие, будь то автономный кейс или блок проекта, должно включать все пять областей STEAM, которые, в зависимости от тематики или цели занятия, могут «масштабироваться». Методами различных дисциплин решаем проблему или изучаем явление. На уроке или занятии взаимодействуют несколько дисциплин.
Коротко можно сказать так:
STEAM-образование = критическое мышление +проектное обучение + проблемное обучение.
В целом результат STEAM-образования рассматривается нами, как формирование единой картины мира: научной картины мира (общие законы природы, логические формы представления научного знания, эмоционально-ценностная оценка приобретенных знаний) и социальной картины мира (культурная традиция, передаваемая из поколения в поколение, осознание необходимости объяснения социальных, экономических, политических и иных проблем современности и возможность прогнозирования будущего).