ЗНАНИЕ
О ПРОЦЕДУРЕ ЦТ
|
Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника
|
- Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен».
- Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).
|
ВНИМАНИЕ
|
Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами
|
- Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.
- Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния).
|
ЛОГИКА
|
Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях
|
- Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора.
- Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).
|
ИНТРОВЕРСИЯ
|
Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией. Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.
|
- В ситуации ЦТ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.
- Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).
|
ПАМЯТЬ
|
Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена
|
- Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.
- Однозначной связи с успешностью не установлено.
|
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
|
Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.
|
- Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями.
- Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. он уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, нежели на экзамене по русскому языку.
|
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ
|
Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.
|
- Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.
- Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).
|