Воровство в жизни детей
Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни брал чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро: растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель…»), желание «наказать так, чтоб неповадно было».
Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» – «не моя». Ребенок постарше (4-6 лет) способен усвоить границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знал, что немое, все равно взял. Причем цена вещи при этом для него роли не играет. Взрослые обычно шокированы произошедшим, особенно, если вещь дорогая. И менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь – пластмассовая игрушка, например.
Как вести себя с дошкольником, младшим школьником, если он принес в дом чужую вещь?
Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка из детского сада, школы или кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, вы не слишком внимательны к потребностям ребенка и это именно та вещь, которую он давно хотел иметь?
Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь – собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто, и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у ребенка с хозяином этой вещи? Возможно ваш ребенок хочет обратить на себя внимание хозяина вещи или таким образом показывает свою власть над слабым.
Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.
Если малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо и т.д. Помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений (имеется в виду публичное разбирательство в присутствии других детей и взрослых). Лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек разрешить взять ее домой, чтобы поиграть.
Если ребенок был замечен в краже:
- не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее;
- не сравнивайте его с другими детьми, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным;
- не устраивайте суд за каждый, даже незначительный проступок ребенка, иначе он будет скрывать от вас все;
- не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.
Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь, но только если абсолютно уверены в фактах. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что очень его любите, даже если не одобряете сейчас его поведение.
По какой причине ребенок ворует деньги из дома?
1. В подростковом возрасте детям очень важно признание и уважение сверстников. И если подобное поведение у него началось недавно, то можно предположить, что данное проявление (воровство денег и раздача их приятелям) связано с личностным становлением, кризисным периодом, желанием самоутвердиться, возможно, занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками, приятелями. В этом случае надо помочь ребенку завоевать авторитет другим способом. Если он физически слаб, то отдать его в спортивную секцию, если плохо успевает по каким-то предметам, вплотную заняться его учебой. Необходимо в доброжелательной обстановке объяснить, что дружбу и уважение за деньги не купишь.
2. Ребенок мог попасть в плохую компанию, его могут заставлять воровать деньги у родителей. Основная проблема здесь – все та же неуверенность в себе и неумение сказать «нет». Доказательно и терпеливо поговорите с ребенком о том, что настоящих друзей в жизни не так много, а люди, которые «подталкивают» к действиям, грозящим негативными последствиями, не могут называться друзьями, и общение с ними нужно прекратить. Почитайте вместе с ребенком уголовный кодекс и поговорите о том, не боится ли он уголовного наказания. Вдохновите ребенка на поиск новых друзей и увлечений. Также поговорите с ребенком о том, что сейчас он находится уже в том возрасте, когда совершает выбор судьбы: он может пойти по дороге успеха или свернуть на дорогу бед и бесславия. Подумайте вместе с ребенком о том, к чему может в будущем (к каким последствиям) привести его поведение сейчас. При этом, разговор должен вестись в доброжелательной обстановке, без нравоучений. Ребенок должен видеть, что вы искренне стараетесь помочь ему, что вы его любите. Обязательно надо давать возможность ребенку высказаться, но при этом не комментировать его слова, а просто внимательно его слушать.
3. Воруя деньги, ребенок может стремиться, таким образом получить родительское внимание, пусть и в негативной форме. В наше время многие родители вынуждены пропадать на работе с утра до ночи. И практически все они испытывают чувство вины перед своим ребенком, зная, что следовало бы уделять ему больше времени. Недостаток внимания они пытаются компенсировать всевозможными подарками. Постепенно ребенок привыкает к такому проявлению любви со стороны самых близких ему людей. Но эта любовь-заменитель не приносит желанного удовлетворения. Радость от очередного подарка не может в полной мере заменить той радости, которую ребенок испытывает от полноценного общения с родителями. Поэтому не стоит слишком жестко относиться к ребенку, так как постоянные запреты могут дать обратную реакцию.
Если предположить, что причина воровства в нехватке внимания, можно посоветовать следующее: боритесь с тягой к воровству, переключая ребенка на новые увлечения. Гуляйте и занимайтесь его любимым делом вместе. Постарайтесь выделить время на полноценное общение с ребенком. Дайте ему почувствовать себя частью семьи (устраивайте семейные ужины, советуйтесь с ребенком и т.д.).
Родителям нужно учитывать еще один тонкий психологический нюанс. В возрасте 11-12 лет подросток даже если хочет, то не может позволить себе выглядеть перед сверстниками «хорошим и отвечающим за себя» человеком. Засмеют.
К деньгам ребенка надо приучать задолго до того, как они попадут ему в руки. Если вы покупаете вместе с малышом ему подарок или что-то вкусное, обязательно предложите часть денег выделить на маленький сувенир бабушке, папе или младшей сестре. Пусть это войдет в привычку. Так подросток будет приучен думать не только о себе, но и о близких. А ваша благодарность будет подкреплять в нем ощущение себя как «я – хороший», «я – великодушный».