Большинство исследователей, занимающихся проблемами профессионального самоопределения, полагают, что способности у разных людей проявляются и развиваются по-разному. Известны случаи раннего проявления ярко выраженных способностей. Например, у будущего Нобелевского лауреата Л. Ландау математический дар обнаружился в возрасте 4 лет. В 14 лет он уже был студентом университета, в 20 – заведующим лабораторией.
Однако известны и случаи довольно позднего самоопределения выдающихся людей. Поль Гоген, французский художник, получивший достойное признание только после смерти. Начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, будучи отцом семейства. Врубель обратился к живописи в 27 лет, Аксаков стал писателем в 50.
Шаляпина отказывались принимать в хор, никаких способностей учителя не находили у поэтов и писателей Э. По, Р. Бернса, В. Скотта и др.
Специалист по психологии управления Дейл Карнеги пишет: «Самая большая ошибка при поиске работы – не знать, на что способен. И это в такой области, от которой зависит ваше будущее благополучие».
Известный психолог Е.А. Климов сгруппировал все профессии по ПЯТИ типам в соответствии с отношением человека к различным объектам окружающего мира.
1. «Человек – природа». Профессии этого типа включают ветеринаров, агрономов, животноводов, полеводов и т.п.
2. «Человек – техника». Здесь имеются в виду шоферы, инженеры, техники, слесари и т.д.
3. «Человек – знаковая система» объединяет тех, кто имеет дело с разного рода условными знаками, формулами, языками и т.д.: это физики, математики, программисты и т.д.
4. «Человек – художественный образ». Профессии – художники, модельеры, дизайнеры и т.д.
5. «Человек – человек»: учителя, медсестры, врачи, воспитатели, продавцы и т.п.
Известны случаи, когда люди испытывают сложности в профессиональном самоопределении, поскольку «душа ни к чему не лежит». Здесь на помощь приходит такое свойство нашей психики, как компенсация, или восполнение. Е.М. Ильин выделяет следующие виды компенсаций:
- Недостаток способностей восполняется приобретаемыми знаниями и умениями;
- Недостаточно выраженные способности восполняются за счет формирования типического стиля деятельности:
- Одна недостаточно выраженная способность компенсируется другой, сильно выраженной способностью.
Возможность компенсации одних способностей при помощи развития других существенно развивает внутренний потенциал каждого человека, открывает новые пути к выбору профессии и совершенствования в ней.
Основные правила выбора профессии
1. Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.
2. Составь себе общую ориентировку в мире профессий. Не забудь включить в нее сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам людей.
3. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.
4. Выдели возможности и ограничения, обусловленные особенностями твоей семьи, а также возможности и ограничения, обусловленные твоими личными качествами.
5. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну.
6. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности характера и темперамента.
7. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
8. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.
9. Выбери учебное заведение (профессиональное училище, лицей, колледж, техникум, вуз, курсы и т.п.), где бы ты мог получить выбранную профессию.
10. Подбери запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей.
11. Обдумай свой выбор еще раз, оцени каждый свой шаг.
12. Обратись за консультацией к специалисту-профконсультанту, если на каком-либо этапе выбора профессии у тебя возникли затруднения.
Ошибки в выборе профессии
Отождествление профессии со школьным предметом.
- Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.
Бывает так, что стирается граница между интересом к учебному предмету и человеку, который этот предмет преподает.
Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Дельный совет призван дать тот, кто специально изучал мир профессий и принципы их выбора, например, психолог-профконсультант.
- Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии…
Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть.
- Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.
Выбор профессии за компанию. Это весьма распространенная ситуация. Многие руководствуются принципом: «Мой друг хочет получить определенную профессию – значит, и мне нужно». Выбранная таким образом профессия более или менее подходит тому, кто оказывается инициатором (ведь для него это сознательный выбор), а вот их компаньонам – не очень.
Часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится.
- Если профессия нравится твоему другу – из этого еще не следует, что она понравится и тебе.
Недостаточный учет своих способностей.
При огромном желании, потратив много времени и колоссальные силы, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя нет способностей совершенно. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше.
- Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.
Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.
Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. А бывает и наоборот, что одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настроить человека против этого рода занятий.
- «Хороший человек» - это не профессия. Если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.
Когда отношение к человеку переносится на восприятие его работы, формируются его стереотипы: увидишь одного-двух представителей какой-то профессии, обладающих определенными личностными качествами, и начинаешь думать, будто те свойственны и другим представителям данной профессиональной сферы.
Выбор исключительно по признаку исключительности.
- Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.
Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.
В большинстве областей человеческой деятельности подход «заниматься тем, в чем мои возможности наиболее ограничены», не оправдан.
- Выбор профессии – дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.
Игнорирование медицинских противопоказаний.
Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей не так уж и много, к сожалению.
Группы распространенных противопоказаний.
1. Зрение. Людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз. А если у человека нарушено цветовое зрение, ему вряд ли стоит становиться водителем какого-либо транспорта.
2. Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано большинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки.
3. Дыхательная система. При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.
4. Опорно-двигательный аппарат. Людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата не стоит выбирать профессии, подразумевающие высокую двигательную активность.
- Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.
Отсутствие запасных вариантов выбора.
- В жизни много случайностей, все предвидеть немыслимо. Чтобы остаться «на плаву» при любых обстоятельствах, важно предусматривать запасные варианты профессионального самоопределения.
Выбираем учебное заведение для получения профессионального образования
Рекомендации:
1. Выясни (по справочникам, через Интернет), в каких вузах, колледжах или техникумах готовят специалистов интересующего тебя профиля. Предпочтительнее останавливать свой выбор на тех учебных заведениях, в которых есть традиции подготовки тех специалистов, кем ты хочешь стать.
2. Выбери из полученного списка учебных заведений несколько наиболее подходящих, с твоей точки зрения. После этого изучи подробнее, что это за учебные заведения (можно воспользоваться интернетом или побеседовать со знающими людьми). Лучше самому посетить эти вузы. Имеет смысл ознакомиться с учебным планом - перечнем предметов, которые будут изучаться на каждом курсе, погуляй по территории, загляни в аудитории, представь себя студентом.
3.Если выбранное тобой учебное заведение негосударственное, выясни, есть ли у него лицензия на образовательные услуги. Имеет ли оно аккредитацию, т.е. право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца.
4. Перейди от абстрактного намерения к конкретным действиям – поставь себе цель поступить учиться туда, куда ты хочешь, начни основательно готовиться к этому.
!!!Помни, что не только ты выбираешь профессию, но и профессия выбирает тебя!!!
!!!Помни!!!
- Школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.
- Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии.
- Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.
- Если профессия нравится твоему другу – из этого еще не следует, что она понравится и тебе.
- Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.
- «Хороший человек» - это не профессия. Если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.
- Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.
- Выбор профессии – дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.
- Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.
- В жизни много случайностей, все предвидеть немыслимо. Чтобы остаться «на плаву» при любых обстоятельствах, важно предусматривать запасные варианты профессионального самоопределения.
- Каковы бы ни были твои дальнейшие жизненные планы, полезно изучать иностранный язык и учиться работать на компьютере. В любой профессии пригодится.